Методика подготовки к экзаменам

Подготовка к экзаменам требует время и силы для погружения в тему. Нужно находить первоисточники, работать с базовыми документами. Делать конспекты для дальнейшего заучивания. Так или иначе придётся читать и зубрить ответы. Потом снова читать и снова зубрить.

Рекомендации, которые я вывел для себя при подготовке к экзаменам.

Общие советы

  1. Учить других. Рассказывать другому человеку. Написать объяснение так, чтобы мог понять любой человек.
  2. Читать с паузами каждые 20 минут и пересказывать прочитанное своими словами.
  3. Мини тест после заучивания. И ещё один мини тест через 24 часа.
  4. Перёд началом чтения, задать вопрос на ту информацию, какую хочу выучить.
  5. Читать инструкции и положения, что бы создать словарный запас.

Припоминание

  1. Учить билет
  2. Повторить через 15-20 минут
  3. Повторить на следующий день
  4. Повторять каждые три-четыре дня до экзамена

Дополнительные советы

  1. Для запоминания списков, можно использовать «телесные ячейки», из книги Роджера Сайпа «Развитие мозга».
  2. Работать с бумажной версией ответов на вопросы. Делать пометки на бумаге.
  3. Использовать таймер Pomodoro.
  4. Объяснять просто — путь к росту. Объяснять сложно — с ложью.
  5. Обучение = открытие знаний, а не получение данных.

Советы из интернета

***
Еще помогает всегда пытаться применить теоретический материал на практике. Не в прямом смысле, а придумать какую-то умозрительную ситуацию. Так всегда всплывают пробелы в знаниях или какие-то вопросы, которые надо уточнить на паре. Я юрист, поэтому, возможно, не для всех будет полезно, но все же: после прочтения какого-то теоретического материала я представляю разговор с клиентом и пытаюсь придумать вопросы, которые он может задать. Когда нахожу ответы — материал изучен.

***
Лучший способ подготовки к экзамену — устраивать каждый раз его мысленную репетицию. Сначала вообще в материал не смотрю, ориентируюсь на то, что запомнил в течение семестра.

Потом открываю билет и представляю, что я уже на экзамене и судорожно пытаюсь вспомнить все, что знаю по вопросу билета. Затем обращаюсь к материалам и смотрю, что на самом деле нужно было ответить. В этот момент и происходит самое эффективное запоминание.

Причем лучше всего это делать итеративно. В первый день задача по каждому билету — вспомнить хоть что-нибудь, хотя бы знать, что означают слова в вопросе билета. На второй день — дать ответ на «три», на следующий день — на «четыре». В последний день перед экзаменом нужно ответить на «пять».

***
После «Думай как математик» Барбары Окли просто закрываю книгу и записываю, «как я понял прочитанное», в блокнот.

***
Завожу в OneNote страницу, на которой ставлю ссылку на статью и пересказываю ее своими словами в одном-двух абзацах. Для книг то же самое, но со ссылкой на конкретную страницу: пересказываю особенно интересные и нужные места. Могу внести точные цитаты, но это потом затрудняет работу.
На выходе — конспект того, что понадобится для собственного текста.

***
Конспектирую книги и статьи в «Ворде». Сделал шаблон со стилями, использую его, чтобы одинаково форматировать все документы. Пока структурирую и записываю, в голове откладывается часть информации. Периодически возвращаюсь к конспектам, когда сталкиваюсь с похожей задачей. Конспекты составляю так, чтобы можно было за пару минут восстановить в голове всю информацию. Если документ читал уже несколько раз, достаточно взглянуть на его общую структуру, чтобы все вспомнить.